Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей.
Основная цель:
– не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.
Задачи:
-Забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)
-Своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка.
-Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
-Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.
-Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами.
В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
Ожидаемые результаты
1.Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.
4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
5. Уменьшение количества правонарушений.
6. Благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного учреждения.
Методы работы:
- Методы диагностики-интервью, мониторинг, социологический опрос, тесты, личностные опросники, социометрия, педагогическое наблюдение.
- Методы профилактики – социальная терапия, игровая коррекция, социально – психологический тренинг, беседа, дискуссия, лекция, творческие задания и проблемные ситуации.
- Методы реабилитации- трудотерапия, групповая терапия.
- Методы психологического консультирования.
- Организационно- распорядительные- инструктирование, контроль и проверка.
- Методы воспитания- положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, игра, создание ситуации успеха.
Основные направления деятельности
Исследования, диагностика:
o Социологические опросы родителей и обучающихся.
o Выявление учеников «группы риска», семейного неблагополучия.
o Изучение личности обучающихся, межличностных взаимодействий групп.
o Помощь классным руководителям в проведении социометрии.
o Диагностико- коррекционная работа по профилактике проблем обучения и личностного развития.
o Изучение жилищно –бытовых условий обучающихся, состоящих на школьном контроле, под опекой, из неблагополучных семей.
o Опросы, анкетирования с целью выяснения степени удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.
o Диагностика по проблеме профориентации обучающихся.
Работа с учениками:
o Тематические беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств личности, тренинги общения.
o Индивидуальные консультации.
o Профессиональная ориентация.
o Помощь в организации летнего трудоустройства несовершеннолетних и летнего отдыха слабо защищенной категории учащихся.
o Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Работа с учениками «группы риска»:
o Выявление учащихся, испытывающих те или иные проблемы, негативное влияние со стороны взрослых;
o Изучение личности учащихся, семейной ситуации развития, круга общения.
o Помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.
o Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска».
o Помощь в организации занятости и отдыха учащихся в летний период.
o Контроль посещения школы, успеваемости и занятости.
o Профилактические мероприятия.
o Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
o Вовлечение учащихся в кружки и секции.
Работа с родителями.
o Привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе.
o Посещение семей в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
o Коррекция семейных отношений.
o Индивидуальные беседы. Консультации
o Организация совместных мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни, профориентации.
Организационно - методическая работа.
o Анализ работы.
o Участие в семинарах
Принципы работы:
o доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
o взаимодействие - сотрудничество со всеми работниками школы,
o своевременность - включение в работу на самых ранних стадиях;
o индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
o эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
o преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
o многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
o интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
o оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
o позитивное восприятие, толерантность личности, основанные на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;
o адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Формы работы:
o совет профилактики школы;
o родительские собрания;
o лекции;
o диагностика;
o индивидуальные и групповые консультации;
o изучение документации;
o беседа;
o наблюдение;
o тестирование;
o анкетирование;
o анализ;
o консультирование;
o индивидуальная работа;
o групповая работа;
o диагностика
ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
В таких ситуациях каждый может позвонить на телефон доверия и обсудить свои проблемы, посоветоваться. Детский телефон доверия создан для того, чтобы:
оказывать помощь в разрешении следующих трудностей: конфликты в семье и школе, учебные и личные проблемы, и т. д.;
содействовать в разрешении внутрисемейных проблем;
ознакомить людей со способами и средствами преодоления жизненных трудностей;
развивать их способность понимать свое эмоциональное состояние и управлять им.
Детский телефон доверия дает возможность получить своевременную помощь в трудной ситуации.Опасаешься, что не поймут?В жизни бывают ситуации, когда делясь своими проблемами с близкими, человек получает осуждение и упрёки. Психолог-консультант выслушает без осуждения, вместе вы подумаете, как быть дальше. Если понадобится дальнейшая помощь, специалист порекомендует, куда можно обратиться.
Принципы работы «Детского телефона доверия»:
ни абонент, ни консультант не обязаны называть себя, сообщать свои личные данные;
абонент может назваться любым именем или вообще не сообщать его, телефонный номер абонента не фиксируется;
содержание беседы не записывается и не передается другим людям;
консультантами работают специалисты, прошедшие профессиональную подготовку.
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей - 8-800-2000-122
Единый общероссийский детский телефона доверия
8-800-2000-122 для детей, подростков и их родителей.
Одноканальный телефон службы «Телефон доверия» при ГУ «Костромской областной центр социальной помощи семье и детям» (4942) 43-28-28
Звонки бесплатно независимо от места жительства. Режим работы: с 8 до 24 часов ежедневно.
Одноканальный телефон доверия «Здоровье» при ГУЗ «Медицинский информационно - аналитический центр Костромской области»:
(4942) 55-55-60
8 800 555 5560
Режим работы: с 15 до 17 часов еженедельно по средам и четвергам
Одноканальный телефон «Срочная детская помощь» при Костромской областной психолого-медико-педагогической консультации (4942) 31-39-36
Режим работы: с 9 до 18 часов ежедневно
Молодежный телефон доверия при ГУ «Центр поддержки молодежных инициатив»
(4942) 22-46-21
На базе ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» функционирует круглосуточный «Телефон доверия» для оказания гражданам психологической помощи 8(4942)64-44-22.